Лидерство в прикладных исследованиях – новая стратегия Бизнес-школ
Бизнес-школы полного цикла, несомненно, имеют исследовательскую составляющую, особенно в программах магистратуры. Дипломный проект представляет собой диссертационное исследование с публикацией научных статей, анализом многочисленных литературных источников, подходов и методов. Нужны ли исследования в других программах ДПО? И что они дают руководителям и специалистам, пришедшим учиться на программу МВА?
Многие программы МВА концентрируются на применении результатов исследований и редко погружают своих слушателей непосредственно в исследовательские проекты. Вопрос в том, какие исследования и в каком формате наиболее важны для слушателей и преподавателей?
Традиционно, исследования строятся по принципу решения проблемы. На первом этапе выявляется проблема. Далее анализируются существующие подходы к ее решению и выбираются методы, алгоритмы, решения для апробации в конкретных условиях. Мы уже привыкли к тому, что исследования, зачастую, имеют статус квалификационной работы. Такой подход применяется не только в магистратуре, но и в программах МВА, хотя дело редко доходит до публикаций.
Как мы видим, исследование проводится последовательно, линейно, каскадно, в рамках известных методик и инструментов. Такой подход хорош в стабильной ситуации, четко определенной проблеме, известных методах решений. Но что делать, если мир меняется так быстро, что методы поиска решений стремительно устаревают?
Скорее всего, нужны изменения в управлении проектами научных исследований.
Наступает время исследований в формате Agile. Характерен для мира VUCA, BANI и всех последующих. Если мы хотим, чтобы выпускники МВА умели управлять неопределенностью и изменчивостью, им будет недостаточно типовых решений и алгоритмов. Нужны постановка гипотез, проверка, продвижение вперед короткими спринтами, возврат к предыдущим версиям и т.п. Именно такой подход позволит найти и скорректировать тематику исследований, выйти на новые решения, продукты, технологии. Фактически, в управлении научными проектами мы должны перейти от каскадного подхода к гибким методам – Scrum, Agile.
Для демонстрации разницы подходов, в качестве примера возьмем Цикл Колба, характеризующий стили обучения взрослых. Состоит из 4-х этапов: 1) Получение опыта; 2) Наблюдение и рефлексия; 3) Формирование абстрактных концепций и моделей; 4) Активное экспериментирование.
В зависимости от начального этапа в обучении, выделяют 4 типа обучающихся: 1) Активист, практик; 2) Мыслитель; 3) Теоретик; 4) Прагматик.
Не только процесс обучения, но и исследовательская деятельность строятся, в основном от теоретических основ, т.е. от уже существующей теории. В ситуации изменения парадигм и укладов, данный подход к обучению и исследованиям уже не работает. Ему на смену приходит практико-ориентированный подход, который сейчас очень востребован. Именно так появляются лучшие практики, которые требуют анализа и обобщения, доведения до методов и инструментов с последующей апробацией и поиском границ применимости.
Можно сказать, что появился запрос на Science Scrum и научные HADI-циклы. Задача Бизнес-школ – перестроить свои программы так, чтобы в ходе обучения появились лучшие практики, микроисследования, новые инструменты и методы. Скорее всего, их нужно оформлять в виде кейсов и делать интеллектуальным достоянием бизнес-школ. Вполне вероятно, что на их основе мы получим исследования нового типа в формате аналитических отчетов, дайджестов, обзоров. Они будут пользоваться спросом среди слушателей Бизнес-школ, являться их конкурентным преимуществом.
А вот смогут ли они вписаться в классические требования к статьям в реферируемых журналах? Сложно сказать, учитывая требования к количеству литературных источников, страниц и т.д. Главное, чего не будет в таких кейсах – плагиата. Списывать неоткуда, т.к. история творится сейчас.
Похоже, назрели изменения и в научной среде, по крайней мере к тому, что считать исследованиями, а что нет. Мы с вами – на пороге системных преобразований не только в технологиях, но и образовании, и науке.